АВГУСТ

Август

АВГУСТ, восьмой месяц в году, древнерусское название - "серпень", от слова "серп", время жатвы, страды.

На Севере России он именовался "зарев", от сияния название "зорничника", в котором нельзя не видеть измененного названия "зарев". Русские крестьяне говорили: "Август крушит и круглит. В августе каторга, т. е. три заботы мужику: косить, пахать да сеять. Овсы да льны в августе смотри! В августе серпы греют, вода холодит. Бабам и в августе праздник".

Основные народные приметы по дням августа, по В.И. Далю, были таковы:
1. Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня. День Крещения Руси. Первый, мокрый, медовый Спас. Пчелиный праздник. На Маковея собирают мак. Дождь на Маковея - мало пожаров. Во что Маковея, в то и разговенье. На первый Спас святи колодцы, венки! На мокрый Спас лошадей купают, а пчелы перестают носить медовую взятку;
2. Перенесение мощей первомученика архидиак. Стефана. Степана Сеновала (см.: Степанов день). Каково второе число августа, таков и сентябрь. На Степана поят лошадей через серебро; Св. Василий Блаженный, московский чудотворец;
3. Прп. Исаакия. Исакия Малинника. Каково третье число августа, таков и октябрь. На Исакия вихри - крутая зима;
4. Св. семи отроков в Ефесе и прмц. Евдокии. Авдотьи Сеногнойки (см.: Авдотьин день). Каково четвертое число августа, таков и ноябрь;
5. Мч. Евсигния. Евсигнея Житника. Каково пятое число августа, таков и декабрь. В этот день заклинают жито, обращаясь на все четыре стороны и призывая Мать-Сыру-Землю;
6. Преображение Господне (см.: Спас-Преображение). Яблочный Спас. Второй Спас всему час (плоды зреют), шубу припас; освящают плоды и мед, едят яблоки, а до него только огурцы. Встреча осени, осенины, проводы заката солнца в поле с песнями; подрезывают соты и снимают плоды. Каково шестое число августа, таков и январь;
10. Мч. архидиак. Лаврентия (см.: Лаврентьев день). Коли на Лаврентья вода тиха, то и осень будет тиха и зима не вьюжная;
11. Мч. архидиак. Евпла (см.: Козы);
15. Успение Пресвятой Богородицы (см.: Успеньев день). С Успенья солнце засыпает. Успенщина, Госпожинки. Конец жатвы; складчины, братское пиво, последний, именинный сноп. До Успленья пахать - копну лишнюю сажать. На Успенье огурцы солить, на Сергия капусту рубить. Молодое бабье лето с Успенья по Семен день;
16. Праздник Нерукотворному образу Господа нашего Иисуса Христа. Спас на полотне, Третий Спас, хлебный Спас. Третий Спас хлеба припас. Первый Спас на воде стоят, второй - яблоки едят, третий - полотна продают, хлеб припасают. Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса;
18. Мчч. Флора и Лавра. Лошадиный праздник, кропят их на Флора и Лавра. На лошадях не работают, чтоб падежа не было. Сей озимь от Преображения до Флора, чтоб не было флоровых цветиков. С Флора и Лавра осенние утренники. С Флорова дня засиживают ретивые, а с Семена - ленивые;
19. Мч. Андрея Стратилата. Стратила Тепляка. Стратилатов день приспел, овес поспел;
22. Мч. Агафоника. Агафона Огуменника. Полагают, что в эту ночь леший выходит из лесу и бегает по селам и деревням, дурит и раскидывает снопы по гумнам. Поэтому его стерегут, тулуп надев навыворот и с кочергой в руках;
23. Мч. Луппа. Лупа Брусничника. Луповские морозы. На Лупа мороз лупит овес. Первые заморозки;
25. Перенесение мощей св. ап. Варфоломея. Варфоломеев день (см.: Тит Грибник). Пришел Варфоломей, жито на зиму сей;
26. Мчч. Адриана и Наталии. Натальи Овсянницы. Полагают, что в этот день должно начинать косить овес;
28. Св. Анны. Анны Скирдницы (хлеб складывают в скирды, одонья и т. п.);
29. Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна, Ивана Постного. В этот день не едят ничего круглого: яблок, картофеля и т. п. (что напоминает голову), щей не варят, не рубят капусты, не срезают мака, не рвут яблок, не копают картофеля, не берут в руки косаря, топора и т. п.

"Август - каторга, да после будет мятовка (раздолье, обилие пищи): мужицкое горло - суконное бердо, все мнет!" Сиверкой‑холодком потягивает на август с идущего ему навстречу сентябрьского "бабьего лета", но, по народной примете: "В августе вода холодит, да серпы греют!", "Август-батюшка работой-заботой мужика крушит, да после тешит!"

Август не июль; его не "приберихой", а наоборот - "соберихой" да "припасихой" - месяцем звали крестьяне. "Что соберет мужик в августе - тем и зиму-зимскую сыт будет!", "Овсы да льны в августе смотри!", "Август - ленорост, припасает бабе льняной холст!" - можно было слышать в любой поволжской деревне. "В августе и жнет баба, и мнет баба, а все на льны оглядывается!", "Бывает, что и жато, и мято, да ничего не добыто!" Были и др. поговорки о льнах да о "бабьей заботе". "Не домнешь мялкой (снаряд, которым мнут лен и конопель, очищая волокно) - так не возьмешь и прялкой!", "Не домнешь - так и за прялкой вспомянешь!", "Без черев собачка, да - вяк, вяк; без зубов тетка Матрена, да кости гложет!"

Хоть август и называли "густоедом", а половину его занимал пост. Но "Успенский пост мужика досыта кормит!" Поспевали к этому времени не только хлеб, но и овощи. "От первого от Спаса накопит и мужик запаса!", "В августе баба хребет в поле гнет, да житье-то ей мед: дни короче - дольше ночи, ломота в спине - да разносол на столе!"

Первый Спас меда заламывает; он, по народному присловью, и бабьи грехи замаливает: "На Спаса в ердани купаться - незамоленные грехи простятся". После крестного хода на воду в день Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (1 авг.) совершалось купание. В старину на этот праздник погружались в освященные воды реки и мужчины, и женщины, и старые, и малые - одновременно, в одном и том же месте. В этот день русские вспоминали Крещение Руси при равноап. кн. Владимире (988).

Во второй августовский день воспоминалось "перенесение мощей Стефана святаго" и "Василия юрода (блаженного) дивна московскаго".

За днем Стефана Первомученика стояли в народном месяцеслове "Антоны-вихревеи" (3 авг., день св. Антония Римлянина, чудотворца новгородского), "Семь Отроков - сеногнои" с "Евдокеями-огурешницами" (4 авг.). "Семь Отроков" (Дионисий, Иоанн, Антонин, Максимилиан и другие три), по народной примете, "семь дождей несут"; "Евдокея-огурешница", заставляющая собирать огурцы, в то же самое время напоминала бабам с ребятами и о поспевшей в залесье малине-ягоде ("Авдотьи‑малиновки"). 5 авг. - "Евстигнеев день" (см.: Евстигней Житник), когда русская деревня заклинала Мать-Сыру-Землю ото всякого лиха, ото всякой оскверняющей ее нечисти, - канун Спаса-Преображенья (Второго Спаса).

Преображения день светло совершаем,
Христа славу си явлша песнми величаем! –

гласил духовный стих, приглашая православный люд к достойному чествованию великого праздника Господня.

Второй Спас (6 авг.), по народному обычаю, "яблочком разговляется". Следом за этим, отмеченным особыми приметами днем - "Пимена-Марины, не ищи в лесу малины: девки лес пройдут, дочиста оберут!"

7 авг. отмечали день перенесения мощей св. Митрофана, епископа Воронежского, не боявшегося говорить правду самому Петру I.

В этот же день с 1865 г. русские вспоминали Великого подвижника Православия старца Антония устроителя скита святой Оптиной пустыни, ставшего одним из главных духовных центров России, привлекавших многих деятелей русской культуры.

8 авг. "Мироны-ветрогоны, пыль по дороге гонят, по красном лете стонут". За "Миронами" - "апостол Матфий божественный, иже вместо падшаго Иуды причтенный".

Десятый день августа - "соберихи-зорничника" - Лаврентьев день: на него воспоминались, по православному месяцеслову, два Лаврентия - св. архидиакон‑мученик да блаженный калужский.

Об 11 авг. в Рязанской губ. было записано И. П. Сахаровым предание, идущее от времен татарщины. В этот день, по словам старых рязанцев, в селах-деревнях, что стоят по берегам рр. Вожи и Быстрицы, на т. н. "перекольских могилках" совершается чудо. Слышен бывает на болоте свист, доносится с болотины песня: "а и кто свистит, а и кто поет - никто не ведает". "Происходит диво-дивное". Выбегает из болота на "могилки" белая лошадь, выбежит, все могилки обегает, к речам Матери-Сырой-Земли прислушивается, землю копытом бьет-раскапывает, над зарытыми в ее недрах покойничками плачет. "Зачем она бегает, что слушает, о чем плачет, никто не знает, не ведает"… Погасает вечер, темень ночная опускается на грудь земную; появляются над могилками огоньки блудящие, с могилок на болотину перебегают. "Как загорят они, так видно каждую могилку, а как засветят, то видно, что и на дне болота лежит, да уж так видно - что и в избе лавка!.." Выискивались смельчаки, пытливым умом-разумом наделенные, - выискивались, пытались подкараулить-поймать дивного коня белого; находились и охотники - изловчиться-уловить огонек с могилки, дознаться-доведаться, чей свист раздается, что за песня звенит-разливается по затишью вечернему. Не тут-то было! Коня белого и ветер не догонит, не то что человек: если и можно подобрать этому незнаемому-неведомому коню какое прозвище, так разве одно - "Догони-ветер". Но конь в руки не дается; а от свисту да от "песни" только оглохнешь, коли дознаваться станешь, кто да что; за огнем пойдешь - в трясину заведет, в трясину-болотину, в топь невылазную. Было в давние времена на перекольских могилках за трое суток до Успения Пресвятой Богородицы, четверо суток спустя после Спаса-Преображения, кровавое побоище. Бились не на живот, а на смерть, сражались русские христианские князья со злым басурманином, с татарами. Длилась битва, лилась кровь - с обеих сторон. И вот начали ломать-одолевать басурманские рати силу русскую. Но откуда ни возьмись ("как ни отсюдова, ни оттудова") взялся, выехал на белом коне богатырь облика нездешнего, неведомого вида незнаемого, а за богатырем сотни-рати богатырские. Началпочал бить-колоть богатырь зло татаровье, "направо и налево и добил их чуть не всех". И добил бы всех, да "тут подоспел окаянный Батый" - подоспел, богатыря наземь свалил-убил, а коня загнал в болотину. С той стародавней поры, по словам предания, "белый конь ищет своего богатыря, а его сотня удалая поет и свищет, авось откликнется удалой богатырь"…

13 августа праздновалась чудотворная икона Пресвятой Богородицы "Страстная". По сторонам лика Богоматери изображены два ангела с орудиями страданий Христовых. В центре Москвы для этой иконы в 1654 г. построили Страстной монастырь, ставшим местом паломничества со всей России.

Оставалось три дня до Успения: Никитин, Максимов и Михеев. На Михея (14 авг.) (см.: Михей Камне-клад) дуют ветры‑тиховеи - к ведреной осени; Михей с бурей - к ненастному сентябрю. Михеев день Успенский пост кончает, осеннему мясоеду навстречу идет, бабьим летом бурей-ветром перекликается.

14 авг. память св. Аркадия Вяземского.

15 авг. празднование Владимирской Ростовской иконы Божией Матери, а также иконы "Прибавление ума".

16 авг. празднование Феодоровской иконы Божией Матери.

Успение Пресвятой Богородицы - великий праздник, связанный в народном представлении с целым рядом особых поверий, примет и сказаний. Этот день назывался "Большая Пречистая" - "август‑месяц на два полена рубит": делит пополам. За Успеньем - 16 авг., Третий Спас – "Спожинки".

17 авг. вспоминали св. иконописца Алипия Печерского (ск. ок. 1114).

С Успенского заговенья вплоть до Ивана Постного (29 авг., дня усекновения честные главы св. Иоанна Крестителя) шла пора "молодого бабьего лета", время осенних хороводов. "Кому работа, а нашим бабам и в августе - праздник!"

Спожинки пройдут, через день вслед за ними шли "Досевки": 18 авг., память свв. Фрола и Лавра. Начинались вечерние бабьи "засидки". "С Фролова дня засиживают ретивые, а с Семена (1 сент.) ленивые". В Симбирской губ., да и в некоторых др. на Фрола и Лавра устраивали лошадиный праздник. В этот день крестьяне прикармливали лошадей с утренней зорьки свежим сеном да овсом, заплетали им гривы пестрыми лоскутками. В обедню гнали коней к церковной ограде - скакали на них во всю прыть малые ребята. После обедни и молебна святым покровителям коней священники выходили за ограду кропить приведенных коней "свяченой" водой. "Умолил Фрола-Лавра - жди лошадям добра!", "Фрол-Лавер до рабочей лошадки добер!" Конеторговцы-табунщики твердо помнили старинный обычай - до "Фрола-Лавра не выжигать молодым коням тавра (клейма)".

"На Феклу (19 авг.) (см.: Андрей Стратилат) дергай свеклу! - примечали огородники. - На то она, матушка, и прозывается свекольницей!" В степных местах следили в этот день за тем, с какой стороны ветер дует. "Если с полуден на Феклу тянет - пошли овсы наспех, с теплых морей подул ветер на овес-долгорост!" В старой Москве гуляли в этот день под Донским монастырем; туляки, о которых сложились в народе прибаутки: "Живет в Туле да ест дули!", "Бей челом на Туле - ищи на Москве!", ходили на предосенней Феклиной гулянке "у Николы за валом".

20 авг. праздновалась Владимирская икона Пресвятой Богородицы, а также Самойлин день (память св. прор. Самуила): "Самойло-пророк сам Бога о мужике молит". За ним следом - ап. Фаддею честь. "Кто Фаддей - тот своим счастьем (в этот день) владей!", "Баба Василиса, со льнами торопися - готовься к потрепушкам да к супрядкам!" (см.: Василиса Льняница).

22 авг. (см.: Агафон Огуменник) считался днем, в который следует на гумнах, находящихся невдалеке от леса, оберегать снопы от потехи Лесовика. "От этой нежити не оберечься - так пропадешь!" - говорили крестьяне. Где только их нет? "Был бы лес - будет и леший!" Не будь Лешему ворогом Домовой - не было бы с ним сладу: не сидится лесному хозяину на одном месте. Слывет он немым, да голосист на диво: недаром, по рассказам знавшихся с ним людей, поет без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет, филином-птицей гукает. Попадается ему навстречу мужик-простота - обойдет его Лесовик, собьет с дороги, заведет в чащобу непроходимую, если тот не догадается вывернуть на себе рубаху наизнанку. Остроголовый ("голова клином"), мохнатый, с зачесанными налево волосами, без бровей и без ресниц, надев серый кафтан, застегнутый на правую сторону, подкрадывается он по лесной опушке к гуменникам и начинает развязывать и раскидывать снопы: все перекидает с одного гумна на другое, никто и не разберется после, если не принять надлежащих, особо на тот случай полагающихся предохранительных мер. В старину в Тульской губ. выходили старики на караул к гуменной загороди. Снаряжаясь в ночное стоянье, надевали они тулуп, выворачивая его шерстью наверх; голову устрашители лесного хозяина обматывали полотенцем; вместо обыкновенного посоха бралась в руки кочерга. Перед тем как начать береженье гумна, знающие люди с молитвой св. Северьяну в этот день очерчивали кочергой круг и посредине садились наземь. Это, по народному поверью, заставляло Лесовика чуть ли не за версту обходить стороной оберегаемое место. В этот же день праздновалась Грузинская икона Божией Матери.

23 и 24 авг. - "Евтихиевы дни". Церковь праздновала в эти дни двух Евтихиев - преподобного и священномученика (см.: Евтихий Тихий). Существовала примета, что, если в эту пору поспевала брусника, то и со жнитвом овса надо торопиться. 23 авг. кроме Евтихия вспоминали св. Луппа‑мученика. "На Луппа льны лупятся!" По примете, лен две недели цветет, четыре недели спеет, а на седьмую - семя летит. "Хорошо, - говорили крестьяне, - коли Евтихий будет тихий, а то не удержишь льняное семя на корню: все дочиста вылупится!" 24 авг. праздновалась Петровская чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Она была названа так потому, что была написана св. митр. Петром в 1307. В 1613 вместе с Федоровской иконой она была при избрании на престол Михаила Романова. 24. авг. празднуется память русского св. Арсения Комельского. В Сибири с Луппова дня начинались во многих местах первые заморозки - "лупенские", за которыми шли и другие: покровские, катерининские и михайловские. За 6 суток до конца августа-"соберихи" приходил на Русь Титов день (см.: Тит Грибник). "Святой Тит последний гриб растит!" - говорили в Среднем Поволжье. "Грибы грибами, а молотьба - за плечами!" - восклицали в Симбирской губ., напоминая, к слову, об известной прибаутке: "Тит, Тит! Иди молотить! - Зубы болят! - Тит, Тит! Иди кисель есть! - А где моя большая ложка?.." С Титова на Натальин (26 авг.) день варили ввечеру овсяный кисель. День Адриана и Наталии назывался "овсяницами"; с этой поры начинали косить в полях овсы: "Ондреян с Натальей овсы закашивают". В XIX в. в этот день к вечеру носили мужики сноп овсяный (связанный из первого скошенного овса) на барский двор. При этом пелись впроголос особые песни. В ХХ в. этот обычай уже не соблюдался, хотя по старой памяти кое-где уже ставился отдельно первый сноп: захватывали с поля в избу, где и помещали в "большой кут", под образа. Возвратившись с работы с поля, хозяйка поспешно собирала ужин, приготовленный заранее. За столом начинали угощаться толокном, замешенным на кислом молоке ("дежень"), овсяным киселем или блинами. "Ондреян толокно месил, Наталья блины пекла!" - говорила хозяйка. - "Спасибо за сладкий дежен, за сытые блины!" - вставая из-за стола, обращались к ней угощавшиеся. - "А нет ли еще грешневой кашки?" - "Грешневая не выросла, не хотите ли березовой!" - отвечала она смешливым ребятам, убирая со стола. С этого дня толокно уходило из домашнего обихода. "В овсяный покос - толокном паужинай!" - говорили хозяева. "Скорое кушанье толокно - замеси да в рот понеси!", "Хвалился пест, что толокно ест!", "Толокном Волги не замесишь!", "Поел пест толокна, да и не хвалит: нынче толокно, завтра толокно, все одно - прискучит и оно!", "Было бы толоконце, а толоконнички-то всегда найдутся!" и т. д. В этот же день праздновалась Владимирская икона Божией Матери.

27 авг. - "Двое Пименов с Анфисой (см.: Кукша Рябинник) об руку стоят, к Савве-скирднику навстречу вышли!" На Савву Скирдника (28 авг.) (см.: Анна Скирдница) по степным местам убирали последний сжатый хлеб в скирды. Поставить скирды для мужика было дело привычное, нетрудное. "У хорошего хозяина - копна со скирдой спорит, а у лежебока - скирдешка с копенку!", но - "В хорошие люди попасть - не скидерку скласть!", "Пскович - Савва (псковский чудотворец) скирды справит, на ум направит!" Обычай класть скирды в каждой местности - свой, наособицу.

29 авг. - "Иван Постный", день, посвященный Православной церковью воспоминанию об усекновении честныя главы св. Иоанна, Крестителя Господня.

За Иваном Постным следовал Александр Невский (см.: Александр Свытник). Об этом благоверном князе, русском святом, ходило по православной Руси немало сказаний.

"Уж давно-то христианская вера во Россеюшку взошла, как и весь-то народ русский покрестился во нее, покрестился, возмолился Богу Вышнему", - говорится в одном из сказаний. Далее приводятся слова, которыми русский народ-сказатель "возмолился":

Ты создай нам, Боже,
Житье мирное, любовное;
Отжени ты от нас
Врагов пагубных;
Ты посей на нашу Русь
Счастье многое!..

Повествование продолжается со спокойствием летописи: "И слышал Бог молитвы своих новых христиан: наделял он их счастием многим своим. Но забылся народ русский, в счастии живя: он стал Бога забывать, а себе-то гибель заготовлять. И наслал Бог на них казни лютыя, казни лютыя, смертоносныя: он наслал-то на Святую Русь нечестивых людей - татар крымских"… Война всегда казалась мирному народу-пахарю "смертоносной казнью", хотя в лихие годины и поднимался он весь от мала до велика на защиту родины. "…И двинулось погано племя от севера на юг, - ведет свою по А. Герасимов. Конец августа весть безвестный сказатель, – как сжигали-разбивали грады многие, пустошили-полонили земли русския. Добрались-то они до святаго места, до славнаго Великаго Новгорода"… Эти слова указывают на северное - новгородское - происхождение приводимого сказания. "Но в этом-то граде жил христианский народ: он молил и просил о защите Бога Вышняго. И вышел на врагов славный новгородский князь, новгородский князь Александр Невский. Он разбил и прогнал нечестивых татар; возвратившись с войны, он во иноки пошел, он за святость своей жизни угодником Бога стал"… За этим, особенно погрешающим летописной правде местом сказания следует моление, с которым, по слову сказателя, "притекают грешнии народы" ко св. Александру Невскому: "Ты, угодник Божий, благоверный Александр! Умоляй за нас Бога Вышняго, отгоняй от нас врагов пагубных! И мы тебя прославляем: слава тебе, благоверный Александр, отныне и до века!"

За Александровым шел Куприянов день (31 авг.) (см.: Куприян). Считалось, что собираются в этот день журавли на свое первое вече на болотине, в лесной чаще уговор держать, каким путем-дорогой на теплые воды лететь.

Лит.: Коринфский А. А. Народная Русь. М., 1995;
Даль В . И. Пословицы русского народа. М., 1957.


А Этнографическая энциклопедия Авдей Радетель